Личностно-ориентированное образование
Основная и очень ответственная задача ДОУ - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современном ДОУ. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ребёнка, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Личностно-ориентированная образовательная технология - это результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящей из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов участников образовательного процесса и гарантирующей достижение поставленных образовательных целей. Для воспитания свободной личности необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно-ориентированное воспитание. Личностно-ориентированное воспитание - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. Правила личностно-ориентированного образования, выработанные в педагогической практике Подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях. Исключить методы наказания, унижающие личность. Формы организации воспитательного процесса не должны наносить ущерба здоровью детей. Поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям. Принципиально, но доброжелательно обсуждать плохие поступки. Помогать обнаруживать ошибки. Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка. Формировать положительную самооценку ребенка. Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты. Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении, а не пассивно ждать появления негативного поступка. Безусловно понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью. Жить интересами, переживаниями ребенка. Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны. Зорко всматриваться в детей, чтобы в каждый момент знать, как идет процесс воспитания. Искренне радоваться каждому успеху ребенка. Предоставлять ребенку возможности для самоутверждения. Постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят его видеть. Учитывать состояние и настроение ребенка. Слушать ребенка очень внимательно, демонстративно отложив в сторону самую срочную работу. Крепко удерживать воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии. Получать удовольствие от общения с детьми. Разговаривать с детьми так, как они хотят, чтобы с ними разговаривали. Направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребенка. Ни в коем случае не настраивать его против родителей. Осуждать поступок, но уважать личность.
Охрана права маленького ребенка.
Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом нужно поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.Создание правового пространства в ДОУ ставит следующие задачи:со взрослыми:-формирование гуманного отношения к ребенку;-формирование правовой культуры;-обеспечение защиты прав.с детьми:-создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения;-способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям;-создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;-развитие коммуникативной компетентности ребенка;-развитие социальных навыков;-формирование правового сознания детей.Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли, КВН «Неразлучные друзья – взрослые и дети», традиционные праздники – концерты «Бабушка любимая моя», «Вместе дружная семья», беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а так же совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить. Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, воспитатель предлагает детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдений учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделится своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова – это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника. При обучении детей используются разнообразные методы и приемы:-использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);-решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком…., если бы я поймал золотую рыбку…-дидактические игры: «чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право», «Назови – не ошибись», «Найди ошибку и исправь» и т.д.Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственный задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.Начать следует с изучения детей, особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми. Между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. Например, вместе с детьми можно решить следующие задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу (машину), что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях?В совместной и индивидуальной деятельности с детьми используются устный народный фольклор, шутки, юмор, песни. Это помогает в решении конфликтов, снимает детскую агрессию, воспитывает в детях дружелюбие, умение прощать, видеть свои ошибки, следовать общепринятым нормам поведения. Можно составить совместно с детьми «Декларацию прав группы», в которую войдут такие правила, как:-кто сильнее, тот уступит;-умеешь сам – научи другого;- 5 на 5 – не будем сдачу давать и так далее.Это помогает детям в дальнейшем анализировать, какое право было нарушено и что потребуется в дальнейшем, чтобы его не нарушать. В конце дня дети могут рассказать о своих поступках и на доске отметить положительные – звездочкой. Это помогает детям самостоятельно выполнять определенные нормы и правил поведения.Также совместно с детьми можно сделать индивидуальные книжки «Права ребенка» и книжку-раскладушку «Ваши права». Где дети при помощи символов и знаков изобразят права детей, защиту детей и их обязанности.Можно проводить беседы с детьми на темы:-«Кто такой настоящий друг»-«Помогаем маме дома»-«Смелые первые, а вторые?»-«Дядя Степа и Вовка – добрая душа»В своей работе необходимо учитывать право ребенка быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств, учитывать сложившийся социальный опыт ребенка, наличный «фонд его действенных знаний, умений, навыков».Дидактические игры, которые помогают закрепить знания детей о правах и обязанностях. Например:Дидактическая игра «Кто права нарушил?»Цель: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.Материал: иллюстрации к сказкам, по 5 предметов на каждого играющего ребенка, корзина для предметов.Ход игры: около ведущего находится корзина для предметов, у каждого ребенка по 5 предметов (это могут быть мячи, кубики). Ведущий показывает иллюстрацию к любой сказке, где нарушаются права героев.Например: «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Буратино», «Теремок» и т.д. «Кто и какое право здесь нарушил?» - спрашивает ведущий. Ребенок, который первый правильно ответил, бросает свой предмет в корзину. Затем демонстрируется следующая иллюстрация и т.д. Оценка: у кого не осталось ни одного мяча, тот и молодец, тот и выиграл.Работая в тесной взаимосвязи с родителями, предложить им домашние творческие задания на различные темы:• «Домашние обязанности вашего ребенка»• Сочинение «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»• Альбом «Мой мир» с рисунками и фотографиями• Анкетирование «Знаете ли вы права ребенка?»В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близки, доброжелательность к окружающим, способность сопереживанию.
ПРИРОДА В ВОСПИТАНИИ ДОБРЫХ ЧУВСТВ
Удивительный мир природы… он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься…
Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.
Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, В. А. Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».
Давайте же попробуем вместе присмотреться к тому, что окружает ребенка в лесу, в поле, на речке, отобрать те предметы, явления, которые могут не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости. Летом. Далеко ли можно уйти летом с малышом? Гигиенисты считают, что в 6 лет ребенок может проходить «по прямой» до 2,5 км. Нормы эти, безусловно, примерны. Многое ведь зависит от физического состояния, от натренированности ребенка. Нормы весьма изменчивы. Расстояние, которое еще месяц назад казалось пределом, сегодня малыш легко проходит «за один мах». А после короткого привала вприпрыжку впереди старших возвращается домой, вовсе не чувствуя усталости.
Июль – макушка лета. Частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы, радуга…Все это дает большой кругозор для развития наблюдательности дошкольника.
Гроза нередко вызывает у ребенка страх. Постарайтесь объяснить ребенку суть этого явления природы, обратите их внимание на яркие сполохи молнии, прислушайтесь вместе с ними к громовым раскатам. Но еще до того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Обратите внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая от земли.
Разноцветье луга таит в себе немало интересного. Травянистые растения – основной объект летних наблюдений на лугу. Уже в 4-5 лет большинство детей знает названия нескольких цветов: ромашка, василек, колокольчик… Из признаков этих растений ребята называют обычно только цвет: белый, синий, лиловый. Обратите внимание ребенка на то, что у ромашки белые только лепестки, а «глазок» - желтый. И васильки бывают не только синие, но и голубые, розоватые и даже совсем белые. Отличать одно растение от другого малыш может научиться не только по цветам, но и по листьям, стеблю. Иными словами, постепенно он запоминает все большее число признаков одного и того же предмета.
В солнечный день покажите детям, как работают «цветочные часы», в шесть утра просыпаются одуванчики, через час – полевой осот, в восемь – вьюнок, в девять – полевая гвоздика. Осот «засыпает» в десять утра, а гвоздика – в час дня. В это же время одуванчики сжимают желтенькие цветы в зеленый «кулачок». Еще пройдет час – закрываются маки, около пяти часов вечера – незабудки, в шесть опускаются под воду закрытые белые кувшинки. В пасмурную погоду ход «цветочных часов» нарушается. В дождь они совсем останавливаются. Поразмышляйте вместе с малышом о причинах этого явления. Помогите понаблюдать за растениями, проверить и дополнить «цветочные часы». Попробуйте связать это с наблюдением за жизнью бабочек, пчел, ос, шмелей.
Много радости принесут детям наблюдения за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие – шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы?
Много радости приносят ребятам походы за грибами. Первый урожай в июне: разноцветный сыроежки, оранжевые лисички, подберезовики, подосиновики, боровики…
Только сразу скажите малышу: берем те грибы, которые годятся. Ведь «поганки» по-своему красивы, главное – никому не мешают. А по поводу мухоморов бывалые люди говорят, что ими лоси питаются. Старые грибы тоже совсем необязательно сшибать ногами.
Осенью. Первые приметы близкой осени – «золотые монетки» в тонких березовых прядях, желтые листочки появляются уже в августе. Следом начинают желтеть кроны других деревьев: липы, вяза, ясеня… Листопад – яркое, незабываемое зрелище. Ребята с удовольствием собирают опавшие листья.
Пока осенняя погода не измяла и не обесцветила листопадный ковер, помогите малышу заготовить впрок и вырезных кленовых, и треугольничком березовых, и круглых липовых листочков. Они пригодятся зимой для поделок.
Семена большинства растений созревают тоже осенью. А какие они разные! Тяжелые золотистые желуди у дуба, легкие крылатки-носики у клена, плотные зернышки внутри ягод рябины и круглые горошины в стручках акации. Самое время попытаться собрать коллекцию семян знакомых деревьев и кустарников Зимой можно будет использовать этот материал для разных игр.
Обратите внимание, что многие птицы, которых можно было увидеть летом и в самом начале осени, уже исчезли. Зато появились зимние гости – синицы, московки, лазоревки, гаечки. Перебираются они на зиму поближе к жилью (здесь легче добыть корм и скоротать суровое время). Малыш с удовольствие подкармливает птиц.
Зимой. Снег – он рано начинает привлекать внимание детей. Ребята с удовольствием рассматривают снежинки: каждая из них крошечная звездочка, только лучей у нее не по пять, а шесть. Особенно хорошо видна форма снежинок при электрическом свете на темном фоне. Порой они опускаются по одной, а по нескольку сразу, удерживая друг друга острыми лучиками. Потом вдруг вид их меняется, и на рукавичке уже не легкая звездочка, а целый комочек…
Много радости и удивительных открытий дарят малышу зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторый из них из лесов, поближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши края «погреться». Синицы, снегири, свиристели… Одни склевывают рябину, другие ощипывают березовые почки.
Объясните ребенку, как важно помочь птицам благополучно перезимовать зиму. Порой говорят: для того чтобы научить ребенка наблюдать жизнь животных и растений, с ним нужно непременно бывать за городом. Спору нет, в условиях большого города довольно трудно иногда выбрать объекты наблюдений. В поле, в лесу куда больше интересного. Если мы научим ребят приглядываться к их жизни и с их помощью пробудим интерес к огромному миру природы, можно будет считать самую первую часть нашей задачи выполненной.
Весной. Природные события сменяют сейчас друг друга ежедневно. Нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники природы. Резкие перепады температуры особенно часты весной. Из-за оттепелей на снегу появляется ледяная корка – наст. На крышах сосульки. Обратите внимание ребенка на то, что в самом начале весны сосульки бывают только на одной стороне строений, а некоторое время спустя – и на другой тоже. Отчего это происходит? Пусть ребенок попробует сам найти объяснение этому явлению, обратив внимание на неравномерность освещения поверхности земли в течение дня.
А вот и проталины-лунки появились у стволов деревьев. Под кленом лунка глубокая, почти до земли. В нескольких шагах от клена береза растет. Тут лунка едва заметна. В чем дело? Теплее, что ли под кленом? Конечно, теплее. Но почему? Вроде солнце поровну освещает и гладкий ствол березы, и шершавую кору клена. Освещает-то поровну, а нагревает по-разному. И убедиться в этом легко, стоит пять минут постоять на припеке. Предложите малышу положить ладошку на светлую курточку, а другую рядышком, на темные брюки. Теперь понятно: предметы нагреваются не одинаково. Темные – сильнее, светлые – меньше. Поэтому-то и белая кора березы холоднее темной коры клена. А если ствол нагрет сильнее, и снег вокруг его ствола сильнее стаивает.
Психологические аспекты формирования у детей экологических понятий.
Традиционная педагогическая действительность не решает проблемы формирования экологического мышления в той степени, в какой этого требует современное состояние общества и биосферы. Наука сейчас решает проблему, связанную с формированием экологически-ориентированной личности.Совсем недавно возникла отрасль психологии – экологическая психология. Предметом исследования экологической психологии является экологическое сознание. Традиционно в педагогической практике, процесс экологического образования детей связывается с их экологическим, биологическим просвещением. Предполагается, что если ребенок будет достаточно экологически эрудирован, то он автоматически окажется экологически воспитан.Реальность показывает, что экологическое образование оказывается малоэффективным, когда оно базируется только на сообщении детям знаний.Для воспитания у дошкольников гуманного отношения к природе необходимо особое внимание уделять развитию их эмоциональной сферы. Используя мир природы, необходимо учитывать возможность проявления таких феноменов межличностного восприятия, как идентификация и эмпатия.Идентификация – отождествление себя с другими. Например, отождествляя себя с голодной собакой, ребенок испытывает желание накормить ее.Эмпатия – это способность ребенка эмоционально отзываться на пере-живания других.Благодаря механизмам идентификации и эмпатии, результатом восприятия природного объекта становится симпатия, которая побуждает к дальнейшему взаимодействию с этим объектом, оказания ему внимания и помощи. Сухое познание природы ни к чему ни приведет. Грубое отношение к природе, людям происходят во многом от душевной сухости, от грубости восприятия, от грубости чувств – феномен «Засушенное сердце». Не видя красоты вокруг, ребенок остается глухим, безучастным к тому, что его окружает. Легко разрушает то, что кто-то построил…Мир огромен, а ребенок еще мал, и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой. Мы, взрослые, - мостик, который соединяет ребенка с объектами его познания, с природой.Заложенные в детстве знания, экологические навыки, чувства, которые ребенок испытывает при получении этих знаний, определяют в дальнейшем поведение человека в окружающем мире. Так формируется экологическое сознание. Когда у детей закладываются основы экологической культуры, то они не просто рефлексируют знания о природе, они проявляют заботу о растениях и животных, кормят, ухаживают за ними, переживают за них, волнуются, радуются. Дети сами становятся добрее, у них развивается чувство эмпатии, появляется чувство толерантности к другим. Я + Ты = ЯЯ + Ты = МыЕсли дети в результате нашей работы научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живое и не живое, понимать взаимосвязи, обнаруживать сочувствие ко всему живому, если у них сформировано активное доброжелательное поведение – тогда мы можем быть довольны своей работой. Мы дали не только знания о природе, но и положили начало формированию экологического сознания. Содержание экологического воспитания включает 2 аспекта:• передачу экологических знаний;• их трансформацию в отношения.Знания – первичный компонент.Отношения – конечный результат, гуманное поведение.Для выявления экологической грамотности воспитанников, в нашем ДОУ использовались такие методики, как наблюдения, беседы, карты диаг-ностики познавательной активности ребёнка. Данные методики позволили отметить следующие диагностические моменты:а) наличие интереса к природе:1 замечает ли вообще ребенок растения, животных?2 задает ли вопросы?3 огорчается, равнодушен, если что то происходит?б) наличие стремления принять участие в действиях по уходу за живот-ными, растениями;в) наличие знаний.С целью выявления отношения детей к природе и её объектам наблюдались любые проявления воспитанников, их действия, как положительные, так и отрицательные. Наблюдения велись психологом, воспитателями, часть информации мы получали из бесед с родителями. Необходимо обратить внимание на полученные результаты графы «Отношение к природным объектам». Эти данные свидетельствуют о результативности работы взрослых по формированию экологического сознания воспитанников. Здесь мы видим второй аспект экологического воспитания:- трансформацию знаний в отношения, - сформированность гуманного поведения- формирование экологического сознанияКакую коррекционно-развивающую работу нужно проводить с частью воспитанников, которые показали, что у них ещё не сформировано гуманное поведение? Во-первых, необходимо провести углубленное диагностическое обсле-дование с целью выявления личностных качеств проблемных детей.Во – вторых, исходя из результатов обследования, организовать работу с родителями с целью выявления стиля общения в системе «ребёнок-родитель».В - третьих, дать рекомендации по работе с проблемными детьми, за-ключающиеся в эмпатийном отношении к ребёнку, индивидуальной разви-вающей работе с ним. В последствии привлечь эту группу воспитанников к участию в работе кружка «Азбука общения», основная цель которого – расширение эмоцио-нального поля воспитанников, формирование толерантной личности.В настоящее время в нашем ДОУ продолжается работа по диагностики экологической грамотности воспитанников. Одним из критериев экологической грамотности является наличие интереса к природе или познавательная активность воспитанников. Для выявления уровня познавательной активности дети обследуются по методике «Карта диагностики познавательной активности ребёнка». Это обследование позволит увидеть:1. создана ли в группе насыщенная информационная среда2. имеется ли для воспитанников возможность практической деятельности в ней3. способствуют ли занятия по формированию элементарных экологических представлений обогащению чувственного практического опыта дошкольников, развитию их познавательной активности.Экологическое воспитание дошкольников - это трудная, но интересная работа, и возможностей здесь очень много. Мы в своей работе стараемся их искать и использовать.
«Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников.
Детей дошкольного возраста чаще называют «малышами», «детками», подчеркивая их зависимость от мира взрослых. Но дошкольный возраст – это важнейшая и удивительная пора детства, важнейшая – потому, что содержит в себе огромный потенциал развития личности ребенка и его социализации. Удивительный – это возраст «любознаек» и «почемучек». Постоянные вопросы «От чего?», «Почему?», «Зачем?» помогают удовлетворить не только их природное любопытство, но и самостоятельно накопить знания, тем самым удовлетворить свои потребности и интересы, свою волю.Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает все сам. (Слайд №2)Детское экспериментирование – это замечательное и универсальное средство интеллектуального развития. Его можно использовать в различных видах деятельности детей, но наше ДОУ особый упор сделало на применение данного вида обучения в рамках экологического воспитания. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, мы стремимся создать условия для организации исследовательской активности детей.Эту работу мы начали осуществлять с подбора и изучения соответствующей литературы. В методическом кабинете сформирована картотека литературы, создана библиотека по разделу «Детское экспериментирование». С целью эффективной организации экспериментально – исследовательской деятельности, предметно - развивающая среда разбита на зоны активности.Уголок «Микромир»Этот уголок оснащен специальным лабораторным оборудованием. Есть микроскоп. Для приготовления микропрепаратов имеются предметные и покровные стёкла, изготовленные из пластика. Химическая посуда: баночки для сухих веществ, капельницы, штативы для пробирок, стаканы с мерными делениями, шпатели, ложечки, пинцеты, планшетка из прозрачного полипропилена для капельных реакций, мерные цилиндры. Весь набор посуды функционален и эстетически оформлен. (Слайд № 3)Количество приборов позволяет организовать работу в уголке подгрупповую и индивидуальную, в зависимости от поставленной темы. Дети используют микроскоп для рассматривания различных микропрепаратов, а также учатся самостоятельно делать различные микропрепараты.Оборудование уголка позволяет выполнять разнообразные эксперименты, исследования, а также ставить долгосрочные и краткосрочные опыты и проводить различные экологические наблюдения, например: (Слайд № 4,5, 6)ВулканСделать конус из картона с отрезанной макушкой, затем вставить в него пустую баночку из-под мыльных пузырей (емкость внутри вулкана), облепить пластилином так, чтобы было похоже на гору. Поставить конструкцию на поднос. "Внутренность" вулкана заполнить следующей "начинкой": сода, вода, красная краска (не жалеть!) и капелька средства для мытья посуды. Размешать, затем долить туда немножко столового уксуса из бутылочки.Куда делись чернила?В пузырек с водой капнуть чернила или тушь, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положить растолченный активированный уголь. Закрыть горлышко пальцем и взболтать смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.Секретное письмоВыдавите в пиалу немного сока лимона, на белом листе бумаги написать письмо или что-нибудь нарисовать лимонным соком. Дать рукописи высохнуть. Теперь прочитать написанное или увидеть нарисованное стало невозможно. Хорошенько нагреть лист бумаги над настольной лампой или паром. Надпись не заставит себя долго упрашивать и станет заметной. А еще можно написать «тайное» письмо обыкновенным молоком. Бумагу с молочными «чернилами» высушить, а затем как следует прогладьте горячим утюгом. На бумаге проступят коричневые буквы. Какую форму примет вода?Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Дети наливают ее в емкость разной формы и разного размера. Зона «Аквариумный мир»В ней размещены несколько аквариумов. В них несколько разновидностей рыб. В данном уголке дети наблюдают за поведением рыб; отрабатывают способы ухаживания, занимаются кормлением, очисткой аквариумов и т.д.; проводят занятия для малышей. (Слайд № 7, 8)Зона «Фитодизайн»Здесь собрано много разнообразных комнатных растений, которые группируются по группам произрастания растений в разных климатических зонах. (Слайд № 9)Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними. (Слайд № 10, 11)Выращивая растения из семян, опытным путём дети выявляют зависимость роста и развития растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании. (Слайд № 12)Экспериментально определяются функция органов: корень нужен, чтобы всасывать влагу и питательные вещества из почвы; стебель - чтобы «доставлять их ко всем органам»; л